Принят Государственной Думой 16 марта 2012 года
Одобрен Советом Федерации 28 марта 2012 года
Внести в Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации,
1994, N 35, ст. 3648; 2002, N 44, ст. 4294; 2004, N 35, ст. 3607; 2006,
N 50, ст. 5284; 2009, N 1, ст. 17; N 19, ст. 2274; 2010, N 21, ст.
2529; N 31, ст. 4192; 2011, N 1, ст. 24, 54) следующие изменения:
1) статью 1:
а) дополнить частью шестой следующего содержания:
"Режим функционирования органов управления и сил единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций - это определяемые в зависимости от обстановки, прогнозирования
угрозы чрезвычайной ситуации и возникновения чрезвычайной ситуации
порядок организации деятельности органов управления и сил единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами
в режиме повседневной деятельности, при введении режима повышенной
готовности или чрезвычайной ситуации.";
б) дополнить частью седьмой следующего содержания:
"Уровень реагирования на чрезвычайную ситуацию (далее - уровень
реагирования) - это состояние готовности органов управления и сил единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций к ликвидации чрезвычайной ситуации, требующее от органов
государственной власти Российской Федерации, органов государственной
власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и
организаций принятия дополнительных мер по защите населения и
территорий от чрезвычайной ситуации в зависимости от классификации
чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации.";
2) дополнить статьей 41 следующего содержания:
"Статья 41 . Функционирование органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
1. Органы управления и силы единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в
режиме:
а) повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;
б) повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
в) чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.
2. Порядок организации деятельности органов управления и сил единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами
в режиме повседневной деятельности, повышенной готовности или
чрезвычайной ситуации, определяются Правительством Российской Федерации.
3. При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной
ситуации в зависимости от последствий чрезвычайной ситуации,
привлекаемых к предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации сил и
средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, классификации чрезвычайных ситуаций и характера
развития чрезвычайной ситуации, а также других факторов, влияющих на
безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия
дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной
ситуации, устанавливается один из следующих уровней реагирования:
а) объектовый уровень реагирования - решением руководителя
организации при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами
организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если зона
чрезвычайной ситуации находится в пределах территории данной
организации;
б) местный уровень реагирования:
решением главы поселения при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и
средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в
зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территорию одного
поселения;
решением главы муниципального района при ликвидации чрезвычайной
ситуации силами и средствами организаций и органов местного
самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая
затрагивает межселенную территорию, либо территории двух и более
поселений, либо территории поселений и межселенную территорию, если зона
чрезвычайной ситуации находится в пределах территории одного
муниципального района;
решением главы городского округа при ликвидации чрезвычайной ситуации
силами и средствами организаций и органов местного самоуправления,
оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, если зона чрезвычайной
ситуации находится в пределах территории городского округа;
решением должностных лиц, определяемых законами субъектов Российской
Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, при
ликвидации чрезвычайной ситуации на внутригородских территориях городов
федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
в) региональный (межмуниципальный) уровень реагирования - решением
высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя
высшего исполнительного органа государственной власти субъекта
Российской Федерации) при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и
средствами организаций, органов местного самоуправления и органов
исполнительной власти субъекта Российской Федерации, оказавшихся в зоне
чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территории двух и более
муниципальных районов либо территории муниципального района и городского
округа, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории
одного субъекта Российской Федерации;
г) федеральный уровень реагирования - решением Правительства
Российской Федерации при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и
средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает
территории двух и более субъектов Российской Федерации.
4. Решением Президента Российской Федерации при ликвидации
чрезвычайной ситуации с привлечением в соответствии с законодательством
Российской Федерации сил и средств федеральных органов исполнительной
власти, в том числе специально подготовленных сил и средств Вооруженных
Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований,
устанавливается особый уровень реагирования.
5. При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной
ситуации, а также при установлении уровня реагирования для
соответствующих органов управления и сил единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций орган государственной
власти или должностное лицо, определенные пунктами 3 и 4 настоящей
статьи, может определять руководителя работ по ликвидации чрезвычайной
ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в
соответствии с законодательством Российской Федерации и
законодательством субъектов Российской Федерации, и принимать
дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций:
а) ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на
которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в
зону чрезвычайной ситуации;
б) определять порядок разбронирования резервов материальных ресурсов,
находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением
государственного материального резерва;
в) определять порядок использования транспортных средств, средств
связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной
власти, органов местного самоуправления и организаций;
г) приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне
чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности
жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан,
находящихся на ее территории;
д) осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации,
не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на
защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание
необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной
ситуации и минимизации ее негативного воздействия.";
3) статью 10 дополнить подпунктом "о" следующего содержания:
"о) устанавливает федеральный уровень реагирования.";
4) в статье 11:
а) пункт 1:
дополнить подпунктом "м" следующего содержания:
"м) вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для
соответствующих органов управления и сил единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;";
дополнить подпунктом "н" следующего содержания:
"н) устанавливают региональный (межмуниципальный) уровень реагирования в порядке, установленном пунктом 3 статьи 41 настоящего Федерального закона.";
б) пункт 2:
дополнить подпунктом "и" следующего содержания:
"и) вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для
соответствующих органов управления и сил единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;";
дополнить подпунктом "к" следующего содержания:
"к) устанавливают местный уровень реагирования в порядке, установленном пунктом 3 статьи 41 настоящего Федерального закона.";
5) пункт 5 статьи 13 дополнить словами ", вводят режим повышенной
готовности или чрезвычайной ситуации для органов управления и сил единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций";
6) статью 14:
а) дополнить частью второй следующего содержания:
"Руководитель организации, на территории которой может возникнуть или
возникла чрезвычайная ситуация, вводит режим повышенной готовности или
чрезвычайной ситуации для органов управления и сил единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций и принимает решение об установлении уровня реагирования и о
введении дополнительных мер по защите от чрезвычайной ситуации
работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее
территории.";
б) дополнить частью третьей следующего содержания:
"Руководитель организации, на территории которой может возникнуть или
возникла чрезвычайная ситуация, и назначенный им руководитель работ по
ликвидации чрезвычайной ситуации несут ответственность за проведение
работ по предотвращению и ликвидации чрезвычайной ситуации на территории
данной организации в соответствии с законодательством Российской
Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.".
Президент Российской Федерации Д. Медведев
|